Софию Ротару одевала Алла Борисовна

Софию Ротару одевала Алла Борисовна

 

35 лет назад буковинский модельер Алла Борисовна Дуткивская впервые в Украине создала эстрадный костюм, стилизованный под народную одежду. Модельер одевала для выступлений Софию Ротару и легендарный ансамбль "Смеричка".

...Большинству людей имя Аллы Дуткивской знакомо мало либо вовсе неизвестно. Но если говорить о таких личностях, как Владимир Ивасюк, София Ротару, Василий Зинкевич и Назарий Яремчук, непременно надо вспомнить и Аллу Борисовну, ведь она одна из тех, кто создавал новое лицо украинской эстрады.

Буквально сразу сценические костюмы, "сконструированные" пани Дуткивской для Софии Ротару и ансамбля "Смеричка", резко выделили этих исполнителей из числа остальных.

На свадьбе Левка и Аллы пел хор под руководством автора "Черемшины".

Учиться в Вижницкое училище прикладного искусства Алла Дуткивская приехала в 1966 году. Гостью из Винницы в этом карпатском городке поразило все: пейзажи, местные жители, их язык. Но особенно - здешняя народная одежда. Девушку поразила каждая деталь изысканных нарядов. Первый день нового 1967 года стал для Аллы судьбоносным: она познакомилась со своим будущим мужем - Левком Дуткивским - основателем ансамбля "Смеричка". В те времена Левко был для Вижницы настоящим королем музыки. Он создал биг-бит группу (одну из первых в СССР), которая пользовалась у местной молодежи бешеной популярностью. Послушать "Смеричку", выступавшую на танцах в районном Доме культуры, приезжали парни и девушки из соседних сел и даже Черновцов. Там и встретились Алла с Левком, полюбили друг друга и в 1968 году поженились. Ему было 25, а ей - 18 лет. Тогдашний директор Вижницкого районного дома культуры Галина Левина, основавшая знаменитый на всю Украину народный ансамбль танца "Смеречина", устроила для Дуткивских настоящее свадебное шоу, посмотреть на которое пришла вся Вижница. Народный артист Украины Левко Тарасович Дуткивский вспоминает:

- Это сегодня не проблема заказать на свадьбу лимузин или даже самолет. Но представьте себе 60-е годы, маленький городок. И вдруг - свадьба с таким размахом! В мое родное село Куты, что неподалеку от Вижницы, Левина прислала десять легковых машин. И свадебный кортеж торжественно через подвесной мост над Черемошем направился к Вижнице. Подъехали к Дому культуры, а там - тьма народу. Выйдя из машины, Алла сразила всех наповал роскошным свадебным платьем, которое пошила собственноручно. Дорожка, ведущая к парадным дверям, была застелена красным ковром, а по бокам стояли пионеры и посыпали цветами наш путь. В это время на балконе заиграл духовой оркестр. Как только мы вошли в зал, для нас зазвучала свадебная народная песня "Стелися, барвінку" в исполнении самодеятельного хора из села Вашковцы, которым руководил Василий Михайлюк - автор знаменитой песни "Черемшина".

 

За платьем отправили Василия Зинкевича

В 1970 году Алла Дуткивская оканчивала училище (отдел художественного моделирования и конструирование одежды) и готовила дипломный проект под названием "Концертный костюм для эстрадной певицы". Ее работу оценили высоко и вскоре по решению государственной экзаменационной комиссии отправили на всесоюзную выставку в Ленинград. После это платье многократно демонстрировалось на разных выставках прикладного искусства как первый образец эстрадной стилизованной одежды для профессиональной сцены.

А в 1971 году в Яремче снимали первый украинский музыкальный фильм "Червона рута" - тот самый, который стал знаковым не только для нашей эстрады, но и для эстрады всего СССР. Исполнителями главных ролей стали София Ротару и Василий Зинкевич. "Смеричка" в полном составе тоже была задействована в съемках. А когда встал вопрос, в чем же будет выступать Ротару, Дуткивский сразу вспомнил о дипломном проекте жены. И, не долго думая, посадил Зинкевича на такси и отправил его из Яремчи в Вижницу за костюмом. Это и в самом деле было какое-то знамение! Оказалось, что привезенное платье пошито как будто специально для певицы. Дуткивской даже не пришлось перерабатывать ни единой детали, хотя до этого Алла и София ни разу не видели друг друга.

Длинное красное платье с расширяющимися книзу рукавами, двумя белыми вставками и вышитым стилизованным "кептариком" с аппликацией и подвесками из жемчужин как нельзя лучше отвечало характеру и самой артистки, и исполняемых ею песен. Особенно когда София пела "Сизокрылый птах" и поднимала вверх руки. А когда София Ротару выступала в ансамбле "Червона рута" (которым руководил Анатолий Евдокименко), Дуткивская смоделировала для нее еще одно длинное платье под названием "Черешневый гай", орнамент которого напоминал карпатские смереки. Не менее ярко проявились народные мотивы и в двух последующих костюмах буковинского модельера, пошитых специально для Ротару, в которых она собиралась участвовать в концертах, посвященных "Олимпиаде-80". На одном из платьев красовалась "квитка-рута".

Алла Дуткивская не боялась экспериментировать, поэтому каждая ее новая работа была не похожа на предыдущую. Она утверждала новую моду и вместе с тем в современном костюме применяла традиционную автентику. Так было и во время создания комплекта костюмов для ВИА "Червона рута", которые шились специально для гастролей в Канаде. В костюме "Писанка" Алле Борисовне удалось соединить западно-украинские народные элементы с восточно-украинскими. Модель вышла чрезвычайно яркой, с большим количеством разнообразных деталей: удлиненное белое платье, на котором люрексовой и красной нитями были вышиты разнообразные ромбы и зигзаги. А маленький кептарик "выложили" желтыми перламутровыми "лелитками" (блестящими украшениями). Костюм довершали декоративные ленты в волосах артистки и красные кораллы на шее.

Как вспоминала Ротару, во время концерта в Монреале восторженные зрители пытались притронуться к этому чуду.

Любимый модельер звезды

В 1991 году в Москве намечался юбилейный концерт "Цветы Софии Ротару", посвященный 20-летию творческой деятельности певицы. Придумать сценические наряды Ротару вновь доверила Алле Дуткивской. Много людей наверняка запомнили то чудное платье, все расшитое алыми "лелитками", в котором артистка появилась в первом отделении. Гармоничным дополнением к нему стали белые башмачки с красной аппликацией. В этом наряде Ротару исполняла украинские эстрадные песни.

В общей сложности Дуткивская создала больше десятка моделей сценической одежды для Софии Ротару. Когда же речь шла о стилизованном костюме, певица ни к кому, кроме Аллы Борисовны, даже не обращалась. Бывало, работая над костюмом, модельер по нескольку дней проводила в доме артистки в Ялте. Вместе подбирали ткань, украшения.

Шили костюмы по эскизам Дуткивской не только на Буковине, но и во Львове, Киеве, Симферополе, Риге. Большинство идей Аллы Борисовны воплотила в жизнь известная буковинская мастерица Ольга Курик со своим коллективом. Ведь пошить сценическую одежду по моделям Дуткивской - дело сложное, особенно когда речь идет о ручной работе. Хотя и эскиз, по словам самой Аллы Борисовны, - это не так-то просто. "Изучаешь репертуар певца, наблюдаешь за его темпераментом, поведением", - сказала как-то она. Впрочем, в этом плане у Дуткивской особых проблем не было, ведь она лично знала и Софию Ротару, и Назария Яремчука, и Василия Зинкевича.

Работа Аллы Дуткивской над костюмами для ансамбля "Смеричка" - отдельный этап ее творчества. Огромная популярность коллектива в 70-х годах обязывала музыкантов выглядеть на сцене безупречно. А началось все в 1970 году, когда в Черновцах должен был состояться республиканский фестиваль, посвященный 100-летию со дня рождения Ленина. Туда пригласили выступать и "Смеричку". К тому времени ее солистами стали Назарий Яремчук и Василий Зинкевич. Исполнение эстрадных песен, в которых ощущались фольклорные элементы, требовало от певцов соответствующей сценической одежды с оригинальной и одновременно традиционной буковинской окраской. За работу взялась Алла Дуткивская в соавторстве с Василием Зинкевичем, который тоже учился в Вижницком училище и был неплохим модельером.

Для девушек пошили длинные белые платья, которые украсили красной аппликацией из шерсти, имитирующей ручную вышивку. А в костюмах мужчин проступали элементы гуцульского "сардака". После выступления "Смерички" член жюри народный артист Украины Сергей Козак восхищенно сказал: "Если бы ансамбль в этой одежде прошелся Крещатиком, то завтра так одевалась бы половина киевлян". В этих костюмах "Смеричка" появилась в Москве на "Песне-71" и "Песне-72". А затем - в популярной телепередаче "Алло, мы ищем таланты!", которую вел Александр Масляков.

Скромная первооткрывательница прекрасного

Когда супруги Дуткивские переехали в Черновцы, параллельно с моделированием одежды Алла Борисовна много лет преподавала в Черновицкой художественной школе. Немало ее учеников стали лауреатами международных выставок и конкурсов. Впрочем, воспитанники Дуткивской мечтали быть модельерами повседневной одежды, а вот их наставницу, как она сама не раз сознавалась, это никогда не привлекало. Работая для сцены и звезд, она сама всегда оставалась по-настоящему скромным человеком. В 70-х годах, на пике популярности "Смерички", об ансамбле писало множество газет, но Алла всегда просила мужа не упоминать ее имени. Правда, однажды он не удержался: когда супруги были в гостях, а по телевизору как раз выступала Ротару, Дуткивский воскликнул: "Смотрите, это же платье Аллы!" Дома Алла Борисовна его попросила, чтобы он больше так никогда не делал. И всегда повторяла: "Одна вещь - работать, другая - об этом говорить. Никогда не думаешь, что твои костюмы через какое-то время будут кого-то интересовать".

Возможно, сегодня сценические костюмы модельера Аллы Дуткивской многим покажутся неинтересными и устаревшими. Но их художественная ценность неоспорима, поскольку своим новаторством модельер создала настоящий костюмный бум в украинской эстраде. Кстати, несколько лет назад искусствовед Мира Костишина в книге "Украинский народный костюм Северной Буковины: традиции и современность" детально описала творчество художника-модельера Аллы Дуткивской, подчеркнув новизну ее приемов в создании эстрадного сценического костюма, стилизованного под народную одежду. В 1998 году Дуткивской было присвоено звание заслуженного деятеля искусств Украины. А в прошлом году Аллы Борисовны не стало - она умерла от тяжелой болезни. Ей было всего 54 года. "Не звание главное, а память, - говорит Левко Дуткивский. - Я хочу, чтобы люди помнили то, что делала Алла. Вернее, мы делали. Ведь это Бог так захотел, чтобы мы все - Володя Ивасюк, София Ротару, Назарий Яремчук, Василий Зинкевич, я и Алла - встретились в одном месте и в одно время".

 

ЛИКБЕЗ "КП"

Кептарик - верхняя одежда без рукавов типа жилетки.

Сардак - верхняя короткая одежда из теплой ткани.

БЫЛО ДЕЛО

В темноте медвежата светились В 1980 году "Смеричка" готовилась к концерту во Дворце "Украина", посвященному Олимпиаде. В комплекте костюмов "Олимпийские" Алла Дуткивская решила как можно ярче продемонстрировать буковинскую принадлежность коллектива и вместе с тем добавить "олимпийский" элемент. Белые атласные костюмы вокалистов расшили зелеными, малиновыми и голубыми нитями, изображающими карпатские горы, дополнив наряды аппликациями бархатных мишек. В силуэты обаятельных медвежат вмонтировали маленькие лампочки, загоравшиеся во время выступления. От такой сказочной радуги зрители пришли в восторг! Хочется добавить, что каждый раз, создавая костюмы для "Смерички", Дуткивская называла модели по репертуару песен ансамбля: "Горянка", "Краю мій", "Зачаруй"...

 

ЗВОНОК ПЕВИЦЕ

- Аллочка была замечательным человеком! - сказала "КП" по телефону София РОТАРУ. - Очень нежная, красивая женщина. Замечательнейший художник-модельер. Да, действительно, именно по ее эскизам и эскизам Василия Зинкевича создавались мои первые сценические платья, костюмы - безумно красивые, яркие, с национальными буковинскими элементами. Аллочка создала для меня очень много костюмов. Мы вместе работали более двух десятков лет, она часто приезжала ко мне в Ялту. Кстати, я бережно храню все сценические костюмы. Кто знает, может, когда буду немного посвободнее - открою небольшой музей своих концертных костюмов в память об Аллочке Дуткивской.

 

- А с каким модельером вы сейчас работаете?

 

- С Лилией Пустовит, которая тоже очень тонко чувствует и этнос, и современность.

Наталья ФЕЩУК, Черновцы. Андрей СОКОЛОВСКИЙ. 

                                                                       10 ноября 2005

 

 

 

Розробка сайту: веб-студія "DreamArts"